Печники Беларуси. История.

Земли нашей страны, а значит, и люди, жившие на них, наши предки, в силу климатических условий всегда нуждались в дополнительном обогреве. И уже с I — II веков в своих жилищах они ставили печи,соответственно тогда же и появились первые печники

По началу строили просто, очаги топившиеся по–черному, без дымоходов. Курные крестьянские хаты просуществовали довольно долго. Такая печь не имела дымохода, и, когда ее разжигали, дым шел прямо в помещение. Нужно было открывать дверь, чтобы не угореть. Но вместе с дымом уходило и тепло, поэтому некоторые хозяева в стене, отделявшей хату от сеней, проделывали дыру. Иногда дыра зияла в потолке — тогда ее закрывали мешковиной. Освещалась хата каменными плошками для сжигания пней (корчей), которую устанавливали на углу печи.

В XIX столетии курная хата модернизировалась — в «белую», с печным дымоходом. В основном в домах ставились так называемые русские печи — они служили и для обогрева, и для выпечки хлеба, приготовления горячей еды, корма скоту, использовались для сушки всего того, что требовалось просушить и высушить. В некоторых районах Беларуси в протопленной, еще теплой печи мылись, сельские гончары обжигали в ней глиняную посуду.

Но искусство печников Беларуси далеко не ограничивалось скромными селянскими печами. У нас уже тогда умели класть замечательные, сложные печи. И не только класть, но и искусно украшать. Конечно, шедевры печных дел мастеров все больше встречались в богатых домах. Еще во времена ВКЛ мастера с беларуских территорий отправлялись в Русское государство учить тамошних ремесленников непростому искусству изготовления рельефных многоцветных изразцов для облицовки печей. Беларусы привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов: белого, желтого, бирюзово–зеленого и синего. Кроме эмалей, они применяли прозрачную поливу коричневатого цвета, которая на красном черепке изразца давала красивые коричневые оттенки. Новшеством была и прямоугольная форма лицевой пластины изразца, не применявшаяся на Руси до приезда беларуских мастеров. Даже в Кремле были печи, отделанные «кафлей», которая вышла из рук наших умельцев,из рук печников Беларуси.

Хорошую печь обычно клали на кирпичном фундаменте, которому предшествовало глинобитное, срубное и на кряжах — «штандарах», основание. В подпечке держали зимой кур. Углубление под подпечком — подшесток — служило для кухонной утвари. Передняя часть пода, от края до устья, — «чалесники», шесток. Сбоку на шестке печурка («ямка»), куда сгребали жар. Сводчатая внутренняя часть печи — «небо». Ровная глинобитная площадка на печи — лежанка, «чарень»: там спали дети и старики, там сушили одежду, зерно. За лежанкой — дымовая труба.

Для сохранения тепла устье печи закрывали заслонкой, а дымоход перекрывали вьюшкой, служившей также регулятором тяги. Нередко с печью общим дымоходом соединялась грубка: небольшая печка для отопления помещений, которую клали из обожженного кирпича (раньше из сырца), поверхность обмазывали глиной, белили или покрывали кафелем.

У печи издавна, да и теперь в сельских домах, стояли и стоят кочерга, ухват для чугунов (вилки), чепела — ухват для сковороды.

Если брать исторический вариант организации беларуской хаты, то по диагонали от печи был красный угол, покуть, где висела икона, убранная вышитыми красными рушниками, — своего рода домашний алтарь.

Таким образом из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод,что история печестроения  нашей страны насчитывыает сотни лет,а мастерство печников Беларуси не вызывает никакого сомнения.