Особенности Белорусской бани

Славяне строили бани испокон веков. Сначала это были курные землянки или полуземлянки, которые выкапывали в песчаных склонах по берегам рек, оврагов и холмов.
 

1. Курна аромат старинной бани.

Как выглядела и действовала славянская баня-полуземлянка, сегодня можно увидеть в музее под открытым небом в польской Волыни, где возрождают культуру и традиции славян и викингов. Археологи отыскали на острове, где стоит город, деревянную конструкцию Х века со следами печи, которая могла быть баней.

Проезжая этими местами более десяти веков назад, торговец-путешественник Ибрагим ибн-Якуб составил подробное описание славянской бани, которую в своих заметках он назвал al-istba.
«Славяне применяют домики из дерева, - пишет он. - Щели в них они затыкают чем-то, что бывает у них на деревьях, похожим на водоросли, и что они называют мхом. Они строят печь из камней в одном из углов и над ней в потолке прорезают окошко для выхода дыма. А если печь разогревается, затыкают окошко и закрывают дверь домика. Внутри находится емкость для воды. Воду льют на хорошо натопленную печь, и поднимаются клубы пара. Каждый из присутствующих имеет связку из трав, которой гоняет воздух, притягивая его к себе. В это время открываются в их поры и выходят лишние субстанции из их тел. И плывут из них потоки пота. И не остается следов болячек и раздражения на коже ».
Баню, которую восстанавливали белорусские реконструкторы, топили по-черному, закладывая дрова в печь-каменку и выпуская пар через низкие двери. Возможно, тогда баня и получила свое название - как сооружение с низким проходом, куда можно только пробраться.

По другой версии, баню так назвали потому, что надо было забираться на высокие полки.
Пол в  бане земляной стены выложены дубовыми бревнами, чтобы тепло держалось, а вода нагревается в подвешенном над печкой железную дорогу. Вдоль стен закрепленные полки.
В Беларуси курные бани были известны со времен раннего Средневековья. Их ставили в городах, поселках и деревнях. Наибольшее распространение бани получили на Поозерье и в Поднепровье, в бассейнах Западной Двины и верхнем течении Днепра и Сожа.

В южных регионах страны и на Полесье чаще мылись в доме, используя деревянную лохань.
Постепенно баню-полуземлянку заменяет деревянная срубная конструкция - небольшая по размерам (2,2 × 2,8 × 2м), с малым окошком и низкими дверями. Потолок состояла из жердей и Горбылев, утеплялся землей, мхом, листьями и кострицей, укрывалась крышей без щитков. Пол стелили плашками, реже досками. Справа от входа клали печь-каменку из валунов, на которых грелась вода. Рядом стояла колода с водой и ведро, за печкой - скамья-полок. В курной бане дым выходил через дверь или в небольшое отверстие над печью. Все, как и писал упомянутый ранее Ибрагим ибн-Якуб.
С течением времени к бане пристраивают придбанник, сначала холодный, потом - теплый. В курной бане стоял своеобразный аромат, который еще долго оставался на человеке после ее посещения.
По деревням бани были только у зажиточных крестьян, а для беднейших содержались монахами при монастырях.
Чистоту тела важно было сохранять не только дома, но и в военном походе. Так, обретя победу над Византией, славяне требовали для своих воинов право посещать греческие бани.
Курна, или баня по-черному - наиболее древний тип бань. На Витебщине во многих дворах они есть и сегодня.

2. Баня по-белому

В начале XIX века в Беларуси начинают появляться белые бани, в которых дым выходит через дымоход усовершенствованной печи. В разных регионах Беларуси они выглядят по-разному. Так, в восточной части Поднепровья бани ставили на дворе. В западной части - по берегам рек и прудов. Поднепровские бани имели двускатные крыши, крытые тесом, реже - соломой. Поозерские бани с четырехскатной соломенными крышами ставились на берегу, а когда реки или озера поблизости не было, то вне усадьбы выкапывали пруд. Иногда бани ставили на поля или на специальные платформы над водоемами, снаружи украшали галереями. В Кобрине, например, баня была на мосту между Верхним и Нижним замками.

Среди других хозяйственных построек баня встречается и в помещичьих имениях, и в шляхетских усадьбах. Довольно часто профессиональные архитекторы руководствовались здесь народными строительными традициями деревянного зодчества. Однако можно было встретить и богато украшенные белые бане с кафельными печами, с деревянными или медными ваннами. Рядом могли быть комнаты для отдыха и развлечений. Иногда баню делали во флигеле на пивоварне. У состоятельных усадьбах строили монументальные бани вроде римских терм.

О том, что белорусу в бане хорошо, свидетельствует множество сохранившихся старых бань, строительство новых, а также ряд разнообразных банных предложений в области туризма - с влажным и сухим воздухом, бассейнами, помещениями для лекарственных процедур. На агроусадьбах возрождают традиции старинной белорусской бани - культуру мытья и обрядов.

3. Многофункциональность белорусской бани

Белорусы, однако, не всегда посещали баню только для того, чтобы помыться. Там сушили и обрабатывали пеньку и лен, чего, кстати, очень не любил Лазьник.  Через это бес мог разозлиться, навлечь на баню пожар, а сам уйти.
С древних времен в баню ходили, чтобы поправить здоровье. Она давала облегчение больным ревматизмом, подагру, нэвроз, болезни почек. Пар в сочетании с правильно подобранными лекарственными травами и медом нередко делала чудеса, при условии, что баня вытоплена, как следует.
На Рождество туда шли самые смелые девушки, чтобы узнать про будущего жениха. А уже накануне свадьбы в баню шла молодая и к счастью утиралась сорочкой. Детей рожали зимой в доме, а летом - в бане. Более того, посещение бани было одним из первых ритуалов, которые возвращали роженицу в обычный быт. Бабка парила женщину, смывала ее и с новорожденного «чужесть». Причем веник, которым парили роженицу, советовали не выбрасывать. Позже он мог спасти урожай капусты. Если там завелся червь, такой веник парили в воде и брызгали этой водой капусту.

Особенно важным считалось посетить баню к Пасхе. В Чистый четверг туда ходили всей семьей и мылись, вопреки пожеланиям Лазьника, до восхода солнца, говоря, что и ворон перед этим днем купает своих детей. Готовить обрядовые блюда, шли в баню и на Дзяды, говоря: «Надо грешное тело обмыть, а потом и Деды отбыть». Души пращуров на этот праздник находили в бане ведро чистой воды и новый веник. Обязательным было купание или посещение бани перед Купальем. В день Агриппины-Купальницы в баню ходили к счастью.

4.В бане мы все одно, в бане все видно

Посещение бани могло решить судьбу целого княжества. Так, благодаря бане Ягайло женился на Ядвиге, которая сомневалась в физической исправности будущего жениха. Эту историю блестяще описывает историк Лев Козлов. Накануне свадьбы польская королева дает доверенных шляхтичу Завишей  приказ - проверить, действительно ли так страшно посечено в боях тело суженного и или становится в него всех важных деталей. Сообразительный Ягайло догадался, зачем приехал посланник. Поэтому вскоре повел его в баню. В Краков Завиша повез утешительные вести. Брак произошол 18 февраля 1385 года ...

5. Баня с Духом

Под полком белорусской бани издавна живет сильный и голый, как старый веник, Лазьник. Нрава он вредного - возможно, потому, что баня вынесена вне двора. Опасаясь пожара, ее строили подальше от дома. Ловкий старичок Лазьник чрезвычайно любит париться и мыться, ценит хороший дух, свежий веник и чистую воду. Как существо чрезвычайно высокой морали он не любит, когда в бане сквернословят, пьют алкоголь и моются поздно. Зато шутит и злится этот усадебный дух не самым изысканным способом - бросается камнями с горячее печки, льет на людей кипяток, в полночь начинает стучать в стены и тазы, страшно кричит и стонет. Особенно достается от Лазьника  женщинам. Роженицу после рождения ребенка старались не оставлять в бане одну. Для очистительной молитвы в баню иногда приглашали священника, однако креста и молитвы озорник не боялся. Чтобы от него спастись, надо было быстрее покинуть баню задом наперед. Поэтому, в отличие от других усадебных духов, Лазьн - незваный гость. Он самовольно селится в бане и оставляет ее не самым вежливым образом - может навлечь пожар, разрушить печь.

Сейчас Лазьник разве только слегка пугает туристов, приезжающих отведать традиционной белорусской бани. Хозяева усадеб обязательно советуют гостям, как задобрить злостного духа и что делать в опасности.

6. Веник в бане хозяин

Обязательным аксессуаром в бане был веник. Белорусы накапливали веники на целый год. Самым благоприятным временем для их заготовки считался день перед Купальем, после которого Водяной смягчался и начинался безопасный купальный сезон. От веников, сделанных ранее, был только вред. После обеда на Агриппину ехали в лес за березовые веники, нагружая целые вазы. Вероятно, тогда появилось изречение «до новых веников», что значит «очень долго».

Правильно высушенный и составлен веник имел лекарственные свойства. Издавна предпочтение отдавали веником березовым, дубовым и липовым. Колючий и грубый веник из можжевельника имеет много эфирного масла, помогает от гриппа, аллергических заболеваний. Делали веники и сосновые. Заготавливать их лучше в мае-июне, когда в мягких молодых иголках наиболее полезных веществ. Были в почете веники из орешника, который славяне считали святым, так как лекарственное в нем все - и кора, и плоды, и листки. Рискованно было применять веник из ясеня, который считается ядовитыми. Н от горячего Ясеневого пара  чрезвычайно полезно. Пар полыни, который хорошо сочетается с березой, улучшают память. Делают веники из молодого клена, веток смородины, рябины, черемухи, крапивы. В любой веник можно добавить лекарственных и душистых трав - пижмы, полыни, мяты, мелиссы, кипрея, тысячелистника.

Поход в баню издавна считался примером добрососедства. Гости могли прихватить с собой дрова и веник, а хозяин тогда брался как можно лучше их попарить. Чтобы узнать суженого, девушки гадали на венике, втайне скрывая его под подушкой со словами «приснись тот, кто мне люб».